min-prosv 

385434

   

anticor-konkurs-nav__icon_logo

 

logo

   

a36ad83bd415a9bf1cbc1cb5b06813fd 

    

eks_2018_all_small_1

nsoko

 

kesbasket-logo_horizontal

bannnner



bannnner



bannnner



bannnner



bannnner



bannnner



bannnner



bannnner

 banner_large_1

Логопедический пункт
15.10.2017 23:05

О логопеде:

Учитель-логопед Просыпкина Оксана Геннадьевна

Общий стаж: 24 года

Педагогический стаж: (с 1996 года) 22 года

Стаж в учреждении: 17 лет

Квалификация по диплому: учитель-логопед дошкольных и школьных учреждений, учитель начальных классов для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее

Режим работы логопункта:

понедельник, вторник, четверг, пятница – с 10.00 до 15.00

План работы логопедического кабинета

Положение о Логопедическом пункте ГБОУ гимназии №11


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

  1. 1.Учащийся зачисляется на логопункт с согласия родителей. Основанием для зачисления служит выявление у учащихся недостатков речи, препятствующих их успешному обучению в школе.
  2. 2.На логопедическом пункте одновременно занимается класс-комплект (25 человек). Дополнительный приём учащихся на логопункт осуществляется по мере освобождения мест в течение всего учебного года.
  3. 3.Наполняемость группы 4-6 человек, длительность занятия 45 минут. Длительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
  4. 4.Расписание занятий заносится в дневник после основных предметов.
  5. 5.В дневнике логопедом отмечается посещаемость учащегося и его работа на занятии.
  6. 6.Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий несут родители, учитель и сам учащийся.
  7. 7.При систематических пропусках занятий учащимся в дневнике записывается замечание о прогулах, учащийся может быть отчислен из группы.
  8. 8.Родители имеют право получить консультацию по вопросам коррекционного обучения.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО УЧЕТУ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА

 

Нарушения письменной речи у школьников является достаточно распространенным явлением. По данным ежегодных аналитических отчетов учителей-логопедов логопедических пунктов Санкт-Петербурга за 6 лет количество детей с дисграфией, дислексией возросло на 13 %.

Обследование учащихся, обращающихся за логопедической помощью на логопедические пункты, в ППМС (психолого-педагогические медико-социальные) центры, показывает, что причиной появления дисграфии, дислексии, дизорфографии чаще всего являются нарушения устной речи: общее недоразвитие речи (ОНР) третьего, четвертого уровней речевого развития, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте» (Л.С. Волкова, 1995)

В структуре ОНР выделяются нарушения:

-                       всех сторон функциональной речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, семантической);

-                       регулирующей функции речи;

-                       нарушается деятельность психических процессов.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. (Л.С. Волкова, 1995). При дизартрии наблюдается дефекты звукопроизношения, просодики, тонкой и артикуляторной моторики. Нарушения моторных компонентов значительно затрудняет формирование фонетической стороны речи, которая с трудом корректируются, и вызывает вторичные отклонения в формировании лексико-грамматических компонентов речи. Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Данная категория учащихся входит в так называемую «группу риска» и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дизорфография».

Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма, высших психических функций в силу различных причин от социально-психологических до органической патологии.

При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками, обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением». (Лалаева Р.И., 1998).

Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков, и применения их на письме при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособность овладеть правилами пунктуации.

Учитывая сложность речевого нарушения учителю необходимо знать, что учащемуся требуется комплексная логопедическая помощь, включающая в себя не только коррекцию письменной, но и устной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с речью (память, внимание, мышление). В период занятий по устранению дисграфии, дислексии или дизорфографии очень важен психологический комфорт, который возможен при понимании структуры нарушения письма учителем класса, в котором занимается ребенок и его взаимодействии с учителем-логопедом. Дети-логопаты зачастую не могут выполнить письменные задания в соответствии с нормами, принятыми в школе для каждого класса.

 

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПИСЬМА

(по И.Н. Садовниковой)

Ошибки звукового анализа.

Пропуски: снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка, бт – брат.

Чаще всего данные ошибки встречаются при следующих позиционных условиях:

  1. 1)встреча двух одноименных букв на стыке слов:

стал лакать, прилетают только зимой;

  1. 2)соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные.

Настала, ходили, хрустит

Перестановки.

-                       Чумал- чулан, зверошился – взъерошился

Он – но: от дома – то дома, зима – зиам, двор – довр.

Вставки гласных букв при стечении.

-                       Ноябарь, декаборь, дуружно

Ошибки фонематического восприятия.

Смешения:

-                       Звонкие, глухие - кослик, вазилек, портвель

-                       Лабиализованные гласные (о – у) - звенит рочей; е – ю – клёква, лёбит, перелютные птицы

-                       Заднеязычные – черемука, горговой, за голмом

-                       Сонорные хородный, лабота

-                       Свистящие и шипящие – шиски, жажгли, нещёт

-                       Аффрикаты ч-щ – стущал, роча

                           ч-ц – сквореч, чапля

                           ч-ть – черчит, утитель

                           ц-т – пцицы

                           ц-с – куриса

Смешение букв по кинетическому сходству.

- о-а – бонт, куполся, сенокас

- б-д – людит, убача

- и-у – прурода, кукишка

- т-п – стасли, шатка

- х-ж – ех

- л –я – апреяь

- г-р – гечка, ролодный, ветег

Персеверации (застревание)

- в пределах слова – «магазим»;

- в пределах словосочетания - «у деда Модоза»;

- в пределах предложения – «Девочка кормила петуха и курм».

Антиципации (упреждение, предвосхищение) –

- в пределах слова – «на девевьях, дод крышей»

- в пределах словосочетания, предложения - «с родмыми местами», «У нас дома есть… - У насть дома есть…»

Возможны антиципации и персеверации слога «стутупали», «спуспуклись», «мелго мелкой рыбы»

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

-                       когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;

-                       при стечении согласных из – за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил», «д ля», «пчелы» и др.).

Слитное написание частей слов и слов «ветки елии сосны», «кдому, надерево», «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна».

Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

Контаминации слов

Лепят бабу – лептбау, была зима – блзм

Морфемный аграмматизм

Лед – ледик; рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленый цветок, лисячий хвост, медведевая шуба; взмахнул лопатый. Лосиха присторожилась.

Ошибки на уровне предложения

  • нарушение связи слов в предложении (согласование и управление);
  • неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков);
  • согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)
  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки.);
  • пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик _____песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.)
  • нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);
  • неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонационные компоненты речи.

Ошибки, обусловленные нарушением процесса чтения (дислексия)

(По Р.И. Лалаевой)

Фонематическая дислексия:

-                       замены, смешения букв, соответствующих акустически и артикуляторно сходным звукам (б – п, д – т, к – г, х – к, м – н, в – ф, с – ш, с – ц, ж – ш, ж – з, с – з, т’ – щ, ч – щ, ш – щ, л – р, л – й, р – й, ц – т, л – у, л – в, и – ы);

-                       пропуски, перестановки, добавления букв

Оптическая дислексия:

-                       замены, смешения графически сходных букв (Л – Д, З – В, Т – Г, Ь – Р, Н – И, Р – В, Н – П, С – О, Ж – Х, Ш – Щ, К – И, Л – П)

Аграмматическая дислексия:

- изменение падежных окончаний существительных (из-под листьях, у товарищах);

-                       неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (сказка интересное, большая письмо);

-                       изменение числа местоимения (все -весь)

-                       неправильное употребление родовых окончаний местоимений
(такая город, ракета наш);

-                       изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась);

-                       неправильное употребление формы времени (видит – видел, изготавливался - изготовлялся);

-                       неправильное употребление вида глагола (влетел – влетал);

-                       замены приставок (расстегнул – пристегнул, насторожилась - присторожилась);

-                       замены суффиксов (шкафчик – шкафик, ведерко - ведрышко);

Семантическая дислексия:

-                       нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста;

-                       трудности установления логических связей;

-                       трудности установления причинно-следственных, временных отношений;

-                       затруднения в определении главной мысли;

-                       трудности определения действующих лиц;

-                       трудности пересказа прочитанного;

-                       ошибки при ответах на вопросы по содержанию прочитанного.

Мнестическая дислексия

-                       ребенок не запоминает прочитанный материал.


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО УЧЕТУ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА




Обновлено 04.09.2018 16:08