Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы:
- Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериях оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»
- Письмо Комитета по образованию «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- Распоряжение №3197-р от 01.12.21 «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
- Письмо Комитета по образованию о Чемпионате по финансовой грамотности
- Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, находящихся в ведении администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга http://imcvo.ru/deyatelnost-imts/napravleniya-deyatelnosti/funktsionalnaya-gramotnost/
План:
Ссылки на электронные ресурсы:
- Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
- Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности Института стратегии развития образования РАН http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности. 7-9 классы ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ) http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Функциональная грамотность /Ссылка на страницу сайта ГБУ ДППО центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Василеостровского района Санкт-Петербурга http://imcvo.ru/deyatelnost-imts/napravleniya-deyatelnosti/funktsionalnaya-gramotnost/
Памятка для родителей
Методические материалы
- Положение о районном литературном конкурсе по читательской грамотности "Мы рождены для вдохновенья..."
- Видеоматериалы по теме "Формирование читательской грамотности на примере работы с текстами разных функциональных стилей"
- Марцинковская В. И. Видео урок по теме «Как похитили Персефону, Психею и Европу?» (5 класс)
- Марцинковская В. И. Методическая разработка урока по теме «Как похитили Персефону, Психею и Европу?» (5 класс)
Он-лайн курс по развитию читательской грамотности учащихся на английском языке "Мастерская читателя":
Новости
1 февраля 2023 в гимназии прошла церемония награждения районного литературного конкурса «Мы рождены для вдохновенья….». Ребята из одиннадцати школ района прислали на конкурс свои творческие работы. Председатель жюри конкурса детская писательница Анна Игнатова вручила победителям и дипломантам грамоты и призы, а главное – прокомментировала каждую работу участника, отметив лучшие стороны каждой пародии и рецензии. Награждение прошло в очень дружеской атмосфере, превратившись в своеобразный литературный мастер-класс. Поздравляем победителей и желаем дальнейших успехов!
В мае 2022 года подведены итоги районного конкурса по читательской грамотности "Мы рождены для вдохновенья...", организованного ГБОУ гимназией №11 и ГБУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр" Василеостровского района. В конкурсе приняли участие обучающиеся ГБОУ гимназий №11,24,32, ГБОУ СОШ №17,19,27,31
Результаты районного литературного конкурса «Мы рождены для вдохновенья…»
19 апреля 2022 г. в гимназии №11 были подведены итоги районного конкурса буктрейлеров на английском языке «Читать – это модно». На протяжении трех месяцев семьдесят пять учащихся из семи образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга и Элисты учились создавать буктрейлеры под руководством педагогов гимназии №11 в рамках онлайн-курса «Мастерская читателя». Профессиональное жюри, состоящее из преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена, ЦПКС ИМЦ Василеостровского района и Михайловской артиллерийской академии, определили лидеров проекта. Победителями стали Элистинский лицей, школа № 35 , гимназия № 11 и гимназия №24.
Поздравляем ученицу 8а класса Константинову Дарью. Буктрейлер по книге «Джейн Эйр» победил в номинации «Операторская работа». Благодарим педагога Иванову Елену Юрьевну за помощь в подготовке работы.
21 февраля 2022 года в гимназии прошел Педагогический совет по теме «Формирование функциональной грамотности как основа современного образования: эффективные методы и приемы». О формировании функциональной грамотности как основы современного образования рассказала Константинова С. И., заместитель директора по УВР. В ходе мастер-классов педагоги гимназии представили эффективные методы и приемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельно